- Что такое tracker? Любительская программа для записи и воспроизведения музыки на скольких дорожках (треках); трекеры впервые появились на компьютере Amiga. Поскольку трекеры ориентированы на текстовое представление, в них, в отличие от принятой в музыке горизонтальной нотной записи, применяется вертикальная запись нот при помощи буквенно-цифровых обозначений (например, D-5 - нота Ре пятой октавы, A#4 - нотя Ля диез четвертой октавы, и так далее); при этом каждая дорожка представляется собственной колонкой, а совокупность дорожек образует партитуру. Кроме нот, в до рожках могут встречаться и другие команды управления: фиксация ноты (педаль), вибрато, тремоло, портаменто и т.п. |
- Что такое Karaoke и как это делается? Это удаление из песни голоса исполнителя - с тем, чтобы получить так называемую "минусовку" (-1), которую можно использовать в качестве сопровождения при собственном пении. Если в песне звучит голос только одного исполнителя - он обычно находится примерно посередине стереопанорамы, и удалить его можно путем вычитания одного канала из другого. Если голос находится не точно посередине - перед вычитанием нужно уравнять амплитуды голоса в обоих каналах. Если поют несколько голосов, они могут быть удалены путем фильтрации соответствующих частот. Естественно, все эти преобразования приводят к заметной потере качества фонограммы. Karaoke также называют специально сделанные фонограммы песен без голоса исполнителя. |
- Что такое MIDI? MIDI - Musical Instrument Digital Interface (цифровой интерфейс музы- |
- Какие методы синтеза используются в популярных синтезаторах? В большинстве моделей выпуска 70-х годов использовался в основном раз ностный метод синтеза. В моделях выпуска начала-середины 80-х - час- тотно-модуляционный. В конце 80-х стали преобладать самплерные методы, а в начале 90-х - таблично-волновые, с обработкой на мощных DSP. Популярные модели разностных синтезаторов - PolyMoog, Crumar, ARP; частотно-модуляционных - Yamaha DX, ритмический Roland TR; самплерных - E-mu Proteus XR, Korg M1; таблично-волновых - Yamaha PSS/PSR, Roland JV и E, Ensoniq TS и ASR семплер-синтезатор); таблично-волновых с развитой обработкой звука - Yamaha SY, Kurzweil 2000. В первых синтезаторах 40-х..60-х годов использовался в основном аддитивный метод синтеза и его разновидности. |
- Какие существуют форматы для представления звука? В настоящее время стандартом де-факто стали два формата: Microsoft |
- Как преобразовать цифровой звук из одного формата в другой? Существует большое количество программ преобразования форматов. Наиболее известная из них - Convert (автор - Jesus Villena). Она преобразует файлы нескольких десятков различных форматов - обычного цифрового звука (RAW, WAV, VOC), банков инструментов звуковых карт и синтезаторов (PAT, SBK, KRZ, SYW), партитур и инструментов трекеров (MOD, S3M, XM). Любые хотя бы частично совместимые форматы могут быть преобразованы один в другой в пределах общей совместимости. Недостаток программы Convert - невозможность ручного задания параметров оцифровки, что не позволяет преобразовать форматы без заголовка (RAW, SND и другие). |
- Каковы основные свойства звука?
Чаще всего в звуке рассматривается амплитуда и спектральный состав
звукового колебания, а также их изменение во времени. Амплитуда (amplitude) определяет максимальную интенсивность колебаний
- громкость (volume) или силу звука. На осциллограмме амплитуда преcтавляется размахом сигнала - наибольшим и наименьшим относительно
среднего значения уровнями. Спектральный состав определяет окраску или тембр звука (timbre). Любое
периодическое колебание может быть представлено рядом Фурье - суммой
конечного числа синусоидальных колебаний (чистых тонов). Спектр звука
представляет собой график интенсивностей (амплитуд) этих частотных
составляющих, обозначаемых обычно в виде вертикальных линий соотвеnствующей высоты. Спектр чистого тона имеет только одну линию, соответствующую его частоте; спектр любого другого колебания имеет более одной
линии. Если на спектре звука имеется достаточно острый пик, то такой
звук воспринимается на слух как тон соответствующей высоты, а остальные составляющие определяют его окраску; в противном случае звук воспринимается как одновременное звучание нескольких тонов или шум. Частотные составляющие, кратные основной частоте тона, называются гармониками (harmonics) или обертонами; гармоники нумеруются, начиная с самого основного тона (первая гармоника), а обертоны - с первой кратной
составляющей (первый обертон - вторая гармоника и т.д.). Из-за особенностей слухового восприятия высота звука определяется
больше по его спектральному составу, нежели по самому основному тону.
Например, субъективная высота большинства спектрально богатых низко-частотных звуков практически не меняется даже при полном удалении из
них основного тона, который в слуховом аппарате восстанавливается по
разностным частотам первых обертонов. Изменение амплитуды во времени называется амплитудной огибающей
(envelope) звука - на амплитудном графике она как бы огибает график
колебания, а график получается как бы вписанным в огибающую. Любой
природный звук имеет огибающую примерно такого вида:
----- /~~~\
----/-------\__________
--/ -----------------------\
/ --------------------------\
-------!--!--!----------!----
---1----2- 3----- 4----- 5
Цифрами обозначены фазы развития звука, принятые в акустике:
1 - атака (attack) - начальная фаза, подъем
2 - остановка (hold) - короткая стабилизация после подъема
3 - спад (decay) - фаза перехода звука в установившееся состояние
4 - удержание (sustain) - фаза "поддержки"
5 - затухание (release) - послезвучание